Железная дорога подтолкнула революционные преобразования для всех армий мира. По сей день бронепоезда служат важным элементом в военной логистике, Однако раньше военные железнодорожные подвижные составы были своего рода оружием прорыва, обороны и были мощной крайне мобильной несокрушимой силой в боевых действиях
По рельсам двигались настоящие стальные монстры, которые были оснащены пушками, пулемётами и даже ядерным оружием. Представляем самые впечатляющие военные поезда в истории.
Первые бронепоезда в истории
Конструкции, являющиеся прототипами бронепоездов, были построены еще в первой половине XIX века в Европе. Однако именно гражданская война была первым конфликтом, где они были использованы.
Первый бронепоезд придумали южане во время гражданской войны в США. Это была артиллерийская батарея с 32-фунтовой гаубицей, установленная на плоском вагоне. Он был первым поездом, кто обладал броней, что делало его своего рода прародителем всех бронепоездов.

Согласно записям свидетелей, северяне в 1861 году построили бронированный вагон под названием «железнодорожная батарея» для защиты поездов железнодорожного маршрута от Балтимора до Филадельфии. Согласно описаниям, вагон был вооружен 24-фунтовой гаубицей. В качестве брони использовались деревянные доски толщиной 6 сантиметров.

Идея использования бронированных и вооруженных вагонов гражданской войны была также разработана британцами во время англо-египетской войны и второй англо-бурской войны. Эти конфликты сформировали идею современного бронепоезда, где они использовались в массовом масштабе.
Первоначально это были импровизированные конструкции с прикрепленными листовыми металлами, за которыми могли прятаться перевозимые солдаты. Однако со временем стали создаваться специальные поезда, предназначенные для боевых действий.



Заамурец
С развитием железных дорог многие страны начали инвестировать в развитие бронированных поездов. Их расцвет пришолся на Первую Мировую войну. Бронепоезда по достоинству оценила царская Россия, которая увидела в них идеальное оружие для защиты обширных территорий. Особо отличился Заамурец. Построенный в 1916 году в Одессе, он был вооружен двумя вращающимися орудиями калибра 57 мм и восемью пулеметами. Два двигателя Fiat общей мощностью 120 лошадей позволяли ему развивать скорость 45 км/ч. Когда он поступил на службу, он был настоящим чудовищем, сеющим ужас среди австро-венгерских войск на полях Галиции.


В 1918 году он был вооружен более мощными 76,2-мм пушками. Он ещё воевал с немцами, так же он широко применялся во время Гражданской войны в России. «Заамурец» принял в ней участие на стороне большевиков, которые дали ему более социалистическое название — Ленин.
В какой-то момент поезд был отправлен с бригадой в Симбирск для разгрома Чехословацкого легиона, который пытался прорваться во Владивосток. Во время боя чехи и словаки не испугались железного монстра и обезвредили его. После этого они решили захватить его.
Под чехословацким флагом «Заамурец» был переименован в Орлик. Он помог чехам на пути во Владивосток, и там его отдали белым. Когда гражданская война закончилась их поражением, они бежали в Маньчжурию вместе с поездом. Их приветствовал китайский военачальник Чжан Цзолинь, правивший кликой Фентян. Он использовал бронепоезд для борьбы за власть в Китае.
Заамурец, используемый китайцами, назывался Train No. 105. Он продолжал сражаться во время Гражданской войны в Китае, пока не попал в руки японцев в 1931 году. После этого неизвестно, что с ним случилось. Может быть, он был уничтожен во время последующих боев или просто был списан. «Заамурец» всю свою жизнь был необыкновенной машиной, сеющей страх в сердцах врагов, которых у него, впрочем, было много, в зависимости от того, под каким флагом он служил.
Krajina Express. «Сербский Франкенштейн».
После Второй мировой войны бронепоезда отошли на второй план. Казалось бы, в 90-е гг. построить и использовать в бою такую машину было невозможно. Иначе думали сербы во время войны в Хорватии. Потому что тогда они построили поезд, вооруженный оружием, созданным со времен Второй мировой войны.

Название Krajina Express относится к Республике Сербской Krajina, государству сербов, образованному на территории Хорватии после её выхода из состава Югославии. Экспресс был создан в начале войны в 1991 году по инициативе железнодорожников в городе Книн.
Сначала он состоял из двух вагонов, вооруженных зенитными орудиями времен Второй мировой войны. Одним из них был немецкий Flak 38 калибра 20 мм, а другим 40-мм пушка Bofors. Сами вагоны были защищены мешками с песком и самодельными металлическими листами. Незадолго до начала первого боя поезд был ещё вооружен пусковой установкой управляемых противотанковых ракет.
Краина Экспресс служил на протяжении всей войны до 1995 года. При этом он был модифицирован и вооружен всем, что могли найти сербы. В 1992 году на нем была установлена Советская 76-мм пушка ЗИС-3, введенная на вооружение во время Второй мировой войны. Самым странным улучшением была башня от американского истребителя танков Hellcat,

На вооружении Krajina Express была ещё ракетная установка УБ-32, американские пулеметы М2 Браунинг и югославское оружие. Таким образом, Краина Экспресс был своего рода «военным Франкенштейном«.
Продолжение следует.