Наш кинематограф, несмотря на сильную стагнацию после развала Советского Союза и скатывания в жанр боевики со множеством обнажённых сцен, начал уже что-то снимать иное, причём уже без явной оглядки на Голливуд. Правда по первой получалось не всегда удачно например, экранизация «Ночного дозора», которая вызывает недоумение. Однако с тех пор утекло уже не мало времени. Сегодня мы поговорим о фильме «Сердце Пармы».
Тот, кто забывает свою историю, забывает себя. Наша история полна многочисленных драматических моментов, которые надо освещать в кинематографе, ибо роль кино как раз заключается в том, чтобы нести культуру в массы. Признаться ожидал нечто вроде фильма про Ермака, но не про неудачную попытку какого-то сепаратизма и неподчинения собирателю российских земель Ивану III, который в конце говорит проникновенную речь про всеобщее объединение.
Мы позволим себе задать несколько вопросов вам: какую культурно-просветительскую миссию несёт этот фильм? Прославление финно-угорского культа поклонения идолу и вооружённого сопротивления русской колонизации или это просто показана феодальная рознь между окраиной и центром? Скажем так, фильм явно не из дешёвых и в нём предпринята, на наш взгляд, попытка снять не историческое кино, а фэнтези с элементами финно-угорского эпоса.
Батальные сцены вызывают уважение, чего только стоит сцена, где боевой лось с огромными рогами вышибает ворота деревянной крепости и в город врывается орда воинственных и жаждущих крови вогулов. Вы много знали о вогулах до этого кино? В фильме не только вогулы, но именно они показаны как яростные и суровые язычники.
Теперь непосредственно о самом фильме. Фильм просто красивая картинка, которая ещё заставляет переживать за князя-сепаратиста, который толи покоритель пармы, толи защитник, который толи женат, толи сожительствует с девушкой-оборотнем. Потом он не подчиняется прямому указанию из Москвы и губит огромное количество русских воинов вместе с ордой язычников и немногочисленной личной дружины. Качественных сцен при этом достаточно, хорошая игра актёров, но всё снято так, чтобы вызвать сочувствие к бунтовщикам. По факту и по сути сняли про феодальную раздробленность с элементами фэнтези и никакого иного смысла это кино не несёт.
Если раньше фильмы заставляли задумываться о каких-то смыслах, или проникаться какими-то чувствами, то после просмотра этого фильма хочется просто прокатиться в заснеженный лес и посетить этнографический музей. Если говорить просто и понятно, то «обёртка» фильма качественная, но никакой культурно-просветительской миссии это кино, по нашему мнению, не несёт.
Вообще могло получиться что-то вроде «Властелина колец», но чего-то не хватило, например сцен жертвоприношений. В кино нет ни правых, ни виноватых — просто борьба за власть не более, не менее.