Top.Mail.Ru

Дальний Восток — инвестиции, реальность, Китай

В свете санкционного противостояния между США и их вассалами с Китаем логично было бы предположить, что сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке должно достичь максимума, а сама территория должна стать подобием Калифорнии, то есть стать богатой. Однако что-то не видно толпы россиян, желающих туда переехать, вернее сказать, что туда не особо заманишь даже дальневосточный гектаром. В свете всего вышесказанного весьма интересна публикация в китайской прессе на эту тему. Надо сказать, что не только Китай оказался под санкциями, ранее под незаконными санкциями оказалась и Россия.

«Китайская Народная Республика – ближайший сосед дальневосточного макрорегиона и крупнейший торгово-экономический партнёр России с товарооборотом 104 млрд долларов США. Сотрудничество двух стран в нефтегазохимической отрасли носит многолетний динамично развивающийся характер», — заявила управляющий директор по нефтегазохимии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Анастасия Набатчикова перед началом презентаций российских проектов.

Строительство китайско-российского трансграничного железнодорожного моста Тунцзян-Нижнеленинское. Фото: Синьхуа
Строительство китайско-российского трансграничного железнодорожного моста Тунцзян-Нижнеленинское. Фото: Синьхуа

Президент России Владимир Путин неоднократно называл содействие экономическому развитию Дальнего Востока страны “национальным приоритетом всего 21 века”. И в течение большей части последнего десятилетия он стремился привлечь китайские инвестиции в регион. Тем не менее, можно смело констатировать тот факт, что внешняя политика по привлечению китайских миллиардов оказалась слабой, мы сами свои миллиарды вложили зачем-то в украинские облигации, а если бы их вложили в Дальний Восток?

Переёдем к китайской аналитике. По их мнению, Дальний Восток должен был стать одним из крупнейших бенефициаров растущего партнерства между Москвой и Пекином. Этот обширный регион граничит с Китаем на расстоянии 4000 км и богат природными ресурсами, такими как природный газ, уголь, золото, алмазы, древесина и морепродукты. Со времени строительства Транссибирской железной дороги в конце 19 века Дальний Восток также служил крупным транзитным узлом для товаров, перемещающихся между Европой и Азией.

Однако, несмотря на эти богатства, в течение десятилетий после распада Советского Союза в регионе наблюдался отток населения из-за ельцинской разрухи и экономических неурядиц. Президент России  Владимир Путин хочет возродить Дальний Восток, частично с помощью торговли и инвестициям из Китая. В статье, написанной накануне его переизбрания на пост президента России в 2012 году, он заявил, что регион должен поймать “китайский ветер” в паруса своей экономики.

С тех пор Россия создала “территории опережающего развития” на Дальнем Востоке. Эти зоны стремятся привлечь иностранных инвесторов к созданию производственных мощностей в регионе, предлагая им более низкие налоги.

Порт Владивосток. Фото: Татьяна Саймс
Порт Владивосток. Фото: Татьяна Саймс

Кроме того, в 2018 году во время президентства Китая Си Цзиньпина, посетившего дальневосточный порт Владивосток, Россия и Китай подписали «дорожную карту» сотрудничества на Дальнем Востоке на шесть лет. Документ предоставил Китаю список рекомендуемых инвестиционных проектов в таких областях, как сельское хозяйство, туризм и транспортная инфраструктура.

Кремль также реализовал ряд энергетических мегапроектов с Китаем на Дальнем Востоке. В декабре 2019 года Россия запустила газопровод «Сила Сибири» стоимостью 55 миллиардов долларов США в Китай. Проект представляет собой первый газопровод между двумя странами и является частью контракта на 400 миллиардов долларов США, подписанного в 2014 году для обеспечения Китая российским газом в течение 30 лет.

В приоритете было улучшение инфраструктуры на общей границе. В 2019 году Россия и Китай завершили строительство 1080-метрового автомобильного моста через реку Амур, который соединил города Благовещенск и Хэйхэ. Не так давно страны завершили строительство еще одного крупного проекта на реке Амур: 2200-метрового железнодорожного моста между Нижнеленинским и Тунцзяном.

1080-метровый мост, соединяющий Благовещенск России с китайским Хэйхэ. Фото: Татьяна Саймс
1080-метровый мост, соединяющий Благовещенск России с китайским Хэйхэ. Фото: Татьяна Саймс

Официальная российская статистика даёт обнадеживающую картину китайских инвестиций на Дальнем Востоке. В прошлом месяце Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики России сообщило, несмотря на пандемию, за первые 5 месяцев 2021 года товарооборот ДФО с КНР вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 4,2 млрд долларов. В преференциальных режимах ТОР и СПВ с участием китайских инвесторов реализуются 58 проектов 11,6 млрд долларов.

«Поставлена задача довести товарооборот России с КНР до 200 млрд долларов к 2024 году. Обсудили с китайской стороной ряд совместных проектов, направленных на существенное расширение экономического сотрудничества и развитие как Дальнего Востока, так и Арктики», — сообщил первый заместитель главы Минвостокразвития.

В целом, в регионе наблюдается немного признаков прорыва и демографического роста. Фактический уровень торговли между двумя соседями остается не таким уж и большим, хотя и имеет огромный потенциал. Нужен ли Китаю сильный Дальний Восток? Или нужна малолюдная территория, которую можно постепенно с помощью так называемой мягкой силы заселять этническими китайцами и усиливать этническую составляющую?

Сюжет про Подмосковье

Пан Марек

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Будем на связи!

Оцените автора
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.