Битвы горячие,
Скованные из железа,
Воспевались нашими предками
В их военных песнях.
Кто теперь споёт нам ваши песни?
Бога чёрного из древнего царства,
Ставшего обиталищем ворона,
Старый алтарь стал просто камнем,
Поросшим зелёным мхом.
Упоминается в оригинальной версии гимна лужицких сербов Rjana Łužica (современная территория Германии).
В тихом омуте черти водятся. Именно с этой старинной поговорки хочу начать сегодняшнюю статью. В данной работе решили разобраться а далёком прошлом района Кузьминки и сдуть пыль со старых фолиантов. Столичные районы возникли не на пустом месте. До них тоже что-то было.
Информации о существовании давным-давно некоего капища Чернобога в Кузьминках предостаточно. Но верить ли в это большой вопрос. Информации о Чернобоге мало. Если вы вобьёте в поисковик «капище Чернобога», то поисковик вам выдаст только город Пермь. Далековато от Кузьминок однако.
Но если было капище, то почему среди окрестностей не было слухов о Вие?
«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».
(Н. В. Гоголь «Вий»)
Вий— это древнее и могучее зло, порождение Чернобога, одного из пантеона балтийских славянских божеств. В мифологии бог приносящий зло. Возглавляет черные силы.
Почему не поймали неизвестного Джо из известного анекдота? Потому что его никогда не было, но правы ли мы? Долина реки Голедянки, что заточена потомками в мрачные подземелья, ещё со стародавних времён не даёт покоя некоторым людям. своим названием река обязана одноимённому племени.
Некогда до прихода славян, по на некоторых территориях жило могучее племя балтов под названием Голядь. Первое упоминание о голяди относится к 1058 году. Согласно летописям, черниговский князь Святослав Ольгович ходил на голядь около 1147 года.Летописный регион голяди оставался недоступным для славянской колонизации до XV в., когда московские князья стали основывать города, что и привело к окончательной славянизации остатков балтского племени. Они исчезли оставив после себя только редкие топонимы.
Вия среди восточно-славянских богов нет. Где же лежат его истоки? Обратим свой взор на остров Руян-Рюген, что в Варяжском (Балтийском) море. Подробнее про Руян в статье «Вий начало легенды«. В ней мы говорили, что в пантеоне богов восточных славян Чернобога нет. О нём есть сведения только у балтийских славян.
Как мог сюда попасть культ Чернобога? Скорее всего его принесло сюда племя голядь, которое, по мнению ряда историков, жило в Восточной Пруссии, а потом мигрировала на восток, в верховья Оки, где ассимилировала местных восточных балтов верхнеокской культуры. По пути миграции могли перенять культ Чернобога ( о котором мало что известно) и принести его на территорию нынешней Москвы.
- В настоящее время в Дмитровском районе Московской области существует деревня с названием Голяди. Аналогичное название носила и деревня в Клинском районе (в советское время была переименована в Папивино).
- В черте нынешней Москвы акты упоминают речку Голедянку, левый приток реки Нищенки.
- В окрестностях города Брянска известно село Голяжье, основано в X веке (ранее переименованное в Дмитриевское, ныне переименовано в Отрадное), впервые упоминаемое с начала XVII века.
- В Комаричском районе Брянской области существует село Глядино с более чем тысячелетней историей
Может там тоже надо искать следы древних капищ Чернобога?
Качественная статья 100%