Top.Mail.Ru

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата

Неизвестная Московия

В минувший вторник культурно-историческим проектом «Сердце Мещеры» (руководитель известный писатель-сказитель Ю. Белоусов) и шатурским краеведческим сообществом, при участии главы городского округа Шатура А. В. Артюхина, в наш музей была передана традиционная лодка-долбленка, изготовленная одним из последних мещерских мастеров — традиционщиков Н. И. Гогиным.

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата
Вместе с Алексеем Артюхиным, исследователи мещерского края обсуждали экспедицию на чёрной лодке по рекам Поля и Клязьма от древнего села Кривандино (Шатура, Московская Область) до городища Осовец (Собинка, Владимирская область) — предполагаемого места гибели Рязанского воеводы Евпатия Коловрата.

Данный тип лодок был распространён на территории Мещеры: на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей. Лодка относится к долбленкам сборного типа и является одним из переходных вариантов от долбленок-цельнодеревок к сборно-шитым лодкам.

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата

Древние лодки выдалбливались из цельного дерева, но её размер был ограничен размером дерева и задача увеличения грузоподъемности далеко не сразу была решена переходом к шитым лодкам, существовал ряд промежуточных типов например, распаривание и раскрытие бортов, увеличение высоты бортов пришивными досками и наконец этот: сборка из нескольких частей в данном случае из 5.

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата

До появления пил (то есть до 18 в, а широкого их распространения лишь во второй половине 19-го) доски делались путём раскалывания бревна клиньями, в результате из бревна получалась одна доска и две полуплахи-горбылины. По всей видимости эта технология и лежит в основе возникновения такого типа лодок: полуплахи выдалбливались из них получались борта, а доска шла на дно, оставалось сделать два носа, для чего так же кололи более короткое бревно, затем части сшивались между собой корнем, а щель смолилась.

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата

Таким образом эта лодка также как и цельнодолбленка делалась из одного бревна, но данная технология позволяла увеличить ширину бортов значительно превзойдя размер дерева тем самым увеличив вместительность.

Примечательно, что эта лодка не имеет выраженной кормы и носа и может двигаться в любом направлении не разворачиваясь, что очень актуально для узких мещерских речек и озерных протоков, так же на этой лодке нос задран как на драккаре.

Вероятно, это так же связанно с особенностью местных водоёмов, такой нос мог помогать раздвигать кусты при движении по заросшим протокам. Подробнее о мещерских лодках можно узнать из книги Юрия Белоусова «Черные лодки, мещерские челны или долбленки приозерной Мещеры».

Пан Марек

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Будем на связи!

Оцените автора
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.