Top.Mail.Ru

Побег из города и создание известного этнографического музея с нуля или народный меценат

Раздел

Вы меценат? Для чего вы создали музей? Какая цель у музея – просветительская, историческая или иная?

Раньше я всерьёз и не думал, что когда-то буду заниматься музеем, и как это получилось до конца и сам не понял. Всем что связанно со стариной я заболел еще в детстве, а первые коллекции у меня появились еще в младших классах. Часть детства у меня прошла в деревне, и я ещё вполне застал уходящий старый мир, к которому относился с большим уважением, особенно к тем людям, которым приходилось всё время тяжело работать что бы выжить.

Всю последующую жизнь, где бы я ни бывал — старался не только узнать о прошлом этих мест, но и привезти оттуда какой-нибудь артефакт. Потом много чего было, и наконец после переломного момента в жизни, я оказался в сельской местности с весьма романтическими и утопическими представлениями о дальнейшей деревенской жизни.

Побег из города и создание известного этнографического музея с нуля или народный меценат

При разборке перевезенного скарба обнаружились и остатки прежних коллекций, которые я расставил в одном из углов. При освоении сельской жизни я много ездил по разным фермерам и таким же переселенцам-идеалистам с целью перенимания опыта.

Чаще всего это была глухая местность с множеством заброшенных деревень, которые я с любопытством исследовал и этим проникся. Я в серьез увлекся этнографией, старинными технологиями, народным искусством, историей простого народа и уже целенаправленно стал ездить в деревенские экспедиции, находил или покупал у местных жителей предметы старого быта, расспрашивал стариков, записывал рассказы.

Собранные артефакты множились и уже занимали несколько помещений, приезжали друзья, знакомые — я им показывал-рассказывал, они потом привозили своих знакомых.

Земля слухом полнится.

Стали приезжать незнакомые люди и целые группы. что бы предметы не выглядели как склад требовались новые помещения и навесы, кроме того их нужно было соответствующим образом оформлять.

И в какой-то момент я понял, что всё это занимает уже большую часть времени, и что это уже не увлечение, а Путь.

Далее из собрания старых вещей надо было построить концепцию и все систематизировать. Идею музея я видел, как памятник простому человеку-крестьянину честному труженику в поте, добывающему хлеб.

Побег из города и создание известного этнографического музея с нуля или народный меценат

Я думаю, это должно быть близко каждому — так или иначе все мы родом из деревни. Касаемо же собственно содержания я хотел охватить всю сферу жизнедеятельности традиционного мира и разбил все по темам. Так же я старался собрать все звенья технологических процессов, их эволюцию во времени и региональные особенности и различия, так как единой культуры не существует, и она очень разная в зависимости от региона.

В итоге на сегодняшний момент получился ряд экспозиций (каждая из которых, по сути, тематический мини музей):

— Жилая и хозяйственная деревянная архитектура, представленная подлинными перевезенными объектами 19-го века, строительные технологии, украшения домов (в том числе более 60 наличников разных регионов и плотницких школ), — интерьер избы, крестьянская мебель.

— Конные транспортные средства.

— История земледелия: орудия и технологии обработки зерновых культур, эволюция земледельческих орудий, механизмы начала 20 в.

— Пчеловодство: от бортничества до разборного улья.

— Животноводство: заготовка кормов, технологии, уборочные орудия, измельчительные механизмы и орудия обработка продуктов животноводства.

— История осветительных приборов.

— Освещение крестьянского дома.

— Воспитание детей.

— Деревообработка, столярно-плотницкое дело.

— Кузнечное дело.

— Гончарное и стекольное дело.

— Охотничьи технологии, промысловые орудия, изготовление самоловов, промысловые постройки.

— Рыбалка: технологии, снасти, традиционные лодки.

— Пивоварня: традиции пивоварения на Русском Севере.

— Производство одежды и обуви шерстобитное и валяльное дело, льнообработка, прядильно-ткацкое дело.

— Народный костюм, около 60 подлинных костюмов разных регионов.

— Крестьянское искусство: собрание предметов домового декора, художественные прялки и орудия льнообработки (более 200 предметов с резьбой и росписью), домовые росписи Русского Севера.

— История религии в России: православие, деревенское двоеверие-народное мировоззрение- пережитки язычества

— деревенские колдуны, церковный раскол,  старообрядчество, гонения на религию в СССР.

— 20 век: империя на кануне потрясений, деревня в условиях социальных катаклизмов первой половины века, колхозная жизнь, экспозиция «ностальгия» — собрание предметов быта эпохи «рассвета периода застоя».

Таким образом получился довольно большой материал, охватывающий не только большие временные рамки, но и географические: от Белого до Черного моря.

Коллекция постоянно пополняется, каждый год совершается с десяток экспедиций. Раньше они в основном происходили по принципу невода — приезжаешь в какую-то деревню и идешь по дворам скупая все подряд, что имеет отношение к теме. Такой метод позволил быстро создать основу коллекции, но при нём попадаются в основном типичные предметы, которые со временем становится некуда девать.

В нашем же случае нужна не 100-я бочка или сундук, а какое-то недостающее редкое звено в технологическом либо эволюционном процессе, вот именно их уже приходится искать целенаправленно.

Побег из города и создание известного этнографического музея с нуля или народный меценат

Конечно, по мере развития, получения опыта, новых знаний, «набивания шишек» пришлось из романтика снова стать реалистом, но в целом очень интересно заниматься собственным делом, связанным с творческим процессом.

Как сказал кто-то из великих «займитесь любимым делом, и вы никогда не будите работать» и вот уже более 10 лет я не работаю, хотя и не имею выходных.

Второе направление деятельности музея — это организация на его основе нестандартных краеведческих экскурсий по малоизвестным и нередко труднодоступным региональным достопримечательностям.

Это формат мини групп в сочетании автомобильного и пешего перемещения. Объектами таких маршрутов являются памятники природы, места, связанные с историческими событиями или известными историческими личностями, памятники археологии, архитектуры, деревянного зодчества, места, связанные с легендами, преданиями и даже мистикой.

Особое место среди них занимают дворянские усадьбы и средневековые городища. О дворянских усадьбах разной степени заброшенности мы уже подробно писали, с ними можно ознакомиться на наших ресурсах.

Касаемо городищ их на территории Владимирской области сохранилось около 40 (речь идет о полностью либо частично сохранившихся оборонительных сооружениях валах и рвах) — это древнейшие дошедшие до нас сооружения региона.

К ним относятся как древнерусские укрепления, так и более древние мерянские и дьяковские (при этом нередко русские возникали на месте последних). Большинство из них не сохранило не только летописной истории, но и даже названий, и места их нахождения известны лишь узкому кругу специалистов и местных жителей.

Как известно крепости-городища возводились на господствующих высотах вблизи водных артерий, служивших в то время дорогами, что позволяло контролировать местность в военном и административном смыслах, одновременно это и самые красивые места, обжитые человеком прежде всего.

В подобных местах иногда мы совместно с представителями регионального краеведческого сообщества проводим совместные мероприятия призванные популяризовать интерес к отечественной истории и создать новые туристические маршруты и эко тропы.

Например, на весну планируется водный поход, организуемый культурно-историческим проектом «Сердце Мещеры» по рекам Поля и Клязьма до древнерусской крепости Осовец входившей в состав оборонительной системы Владимира на границе с рязанскими землями в до ордынских период. В переходе будут участвовать традиционные лодки долбленки имевшие распространение на территории Мещеры.

Владимирская область, г. Покров, д.Желудьево.

Пан Марек

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Будем на связи!

Оцените автора
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.