Вы меценат? Для чего вы создали музей? Какая цель у музея – просветительская, историческая или иная?
Раньше я всерьёз и не думал, что когда-то буду заниматься музеем, и как это получилось до конца и сам не понял. Всем что связанно со стариной я заболел еще в детстве, а первые коллекции у меня появились еще в младших классах. Часть детства у меня прошла в деревне, и я ещё вполне застал уходящий старый мир, к которому относился с большим уважением, особенно к тем людям, которым приходилось всё время тяжело работать что бы выжить.
Всю последующую жизнь, где бы я ни бывал — старался не только узнать о прошлом этих мест, но и привезти оттуда какой-нибудь артефакт. Потом много чего было, и наконец после переломного момента в жизни, я оказался в сельской местности с весьма романтическими и утопическими представлениями о дальнейшей деревенской жизни.
При разборке перевезенного скарба обнаружились и остатки прежних коллекций, которые я расставил в одном из углов. При освоении сельской жизни я много ездил по разным фермерам и таким же переселенцам-идеалистам с целью перенимания опыта.
Чаще всего это была глухая местность с множеством заброшенных деревень, которые я с любопытством исследовал и этим проникся. Я в серьез увлекся этнографией, старинными технологиями, народным искусством, историей простого народа и уже целенаправленно стал ездить в деревенские экспедиции, находил или покупал у местных жителей предметы старого быта, расспрашивал стариков, записывал рассказы.
Собранные артефакты множились и уже занимали несколько помещений, приезжали друзья, знакомые — я им показывал-рассказывал, они потом привозили своих знакомых.
Земля слухом полнится.
Стали приезжать незнакомые люди и целые группы. что бы предметы не выглядели как склад требовались новые помещения и навесы, кроме того их нужно было соответствующим образом оформлять.
И в какой-то момент я понял, что всё это занимает уже большую часть времени, и что это уже не увлечение, а Путь.
Далее из собрания старых вещей надо было построить концепцию и все систематизировать. Идею музея я видел, как памятник простому человеку-крестьянину честному труженику в поте, добывающему хлеб.
Я думаю, это должно быть близко каждому — так или иначе все мы родом из деревни. Касаемо же собственно содержания я хотел охватить всю сферу жизнедеятельности традиционного мира и разбил все по темам. Так же я старался собрать все звенья технологических процессов, их эволюцию во времени и региональные особенности и различия, так как единой культуры не существует, и она очень разная в зависимости от региона.
В итоге на сегодняшний момент получился ряд экспозиций (каждая из которых, по сути, тематический мини музей):
— Жилая и хозяйственная деревянная архитектура, представленная подлинными перевезенными объектами 19-го века, строительные технологии, украшения домов (в том числе более 60 наличников разных регионов и плотницких школ), — интерьер избы, крестьянская мебель.
— Конные транспортные средства.
— История земледелия: орудия и технологии обработки зерновых культур, эволюция земледельческих орудий, механизмы начала 20 в.
— Пчеловодство: от бортничества до разборного улья.
— Животноводство: заготовка кормов, технологии, уборочные орудия, измельчительные механизмы и орудия обработка продуктов животноводства.
— История осветительных приборов.
— Освещение крестьянского дома.
— Воспитание детей.
— Деревообработка, столярно-плотницкое дело.
— Кузнечное дело.
— Гончарное и стекольное дело.
— Охотничьи технологии, промысловые орудия, изготовление самоловов, промысловые постройки.
— Рыбалка: технологии, снасти, традиционные лодки.
— Пивоварня: традиции пивоварения на Русском Севере.
— Производство одежды и обуви шерстобитное и валяльное дело, льнообработка, прядильно-ткацкое дело.
— Народный костюм, около 60 подлинных костюмов разных регионов.
— Крестьянское искусство: собрание предметов домового декора, художественные прялки и орудия льнообработки (более 200 предметов с резьбой и росписью), домовые росписи Русского Севера.
— История религии в России: православие, деревенское двоеверие-народное мировоззрение- пережитки язычества
— деревенские колдуны, церковный раскол, старообрядчество, гонения на религию в СССР.
— 20 век: империя на кануне потрясений, деревня в условиях социальных катаклизмов первой половины века, колхозная жизнь, экспозиция «ностальгия» — собрание предметов быта эпохи «рассвета периода застоя».
Таким образом получился довольно большой материал, охватывающий не только большие временные рамки, но и географические: от Белого до Черного моря.
Коллекция постоянно пополняется, каждый год совершается с десяток экспедиций. Раньше они в основном происходили по принципу невода — приезжаешь в какую-то деревню и идешь по дворам скупая все подряд, что имеет отношение к теме. Такой метод позволил быстро создать основу коллекции, но при нём попадаются в основном типичные предметы, которые со временем становится некуда девать.
В нашем же случае нужна не 100-я бочка или сундук, а какое-то недостающее редкое звено в технологическом либо эволюционном процессе, вот именно их уже приходится искать целенаправленно.
Конечно, по мере развития, получения опыта, новых знаний, «набивания шишек» пришлось из романтика снова стать реалистом, но в целом очень интересно заниматься собственным делом, связанным с творческим процессом.
Как сказал кто-то из великих «займитесь любимым делом, и вы никогда не будите работать» и вот уже более 10 лет я не работаю, хотя и не имею выходных.
Второе направление деятельности музея — это организация на его основе нестандартных краеведческих экскурсий по малоизвестным и нередко труднодоступным региональным достопримечательностям.
Это формат мини групп в сочетании автомобильного и пешего перемещения. Объектами таких маршрутов являются памятники природы, места, связанные с историческими событиями или известными историческими личностями, памятники археологии, архитектуры, деревянного зодчества, места, связанные с легендами, преданиями и даже мистикой.
Особое место среди них занимают дворянские усадьбы и средневековые городища. О дворянских усадьбах разной степени заброшенности мы уже подробно писали, с ними можно ознакомиться на наших ресурсах.
Касаемо городищ их на территории Владимирской области сохранилось около 40 (речь идет о полностью либо частично сохранившихся оборонительных сооружениях валах и рвах) — это древнейшие дошедшие до нас сооружения региона.
К ним относятся как древнерусские укрепления, так и более древние мерянские и дьяковские (при этом нередко русские возникали на месте последних). Большинство из них не сохранило не только летописной истории, но и даже названий, и места их нахождения известны лишь узкому кругу специалистов и местных жителей.
Как известно крепости-городища возводились на господствующих высотах вблизи водных артерий, служивших в то время дорогами, что позволяло контролировать местность в военном и административном смыслах, одновременно это и самые красивые места, обжитые человеком прежде всего.
В подобных местах иногда мы совместно с представителями регионального краеведческого сообщества проводим совместные мероприятия призванные популяризовать интерес к отечественной истории и создать новые туристические маршруты и эко тропы.
Например, на весну планируется водный поход, организуемый культурно-историческим проектом «Сердце Мещеры» по рекам Поля и Клязьма до древнерусской крепости Осовец входившей в состав оборонительной системы Владимира на границе с рязанскими землями в до ордынских период. В переходе будут участвовать традиционные лодки долбленки имевшие распространение на территории Мещеры.
Владимирская область, г. Покров, д.Желудьево.