Top.Mail.Ru

Северный морской путь — это «Клондайк» для обогащения России в будущем?

Раздел

Когда контейнеровоз заблокировал знаменитый Суэцкий канал, то стало очевидно, насколько зависит международная торговля от одно единственного канала. На этот канал приходится примерно 12% мировой торговли. По данным Bloomberg, ежедневные потери из-за перекрытого канала — порядка 9,6 миллиарда долларов. Вот такая получилась самая известная мировая пробка. Стало очевидно, что канал может быть перекрыт в любой момент и не на один день, например из-за непрофессионализма экипажа. В этих обстоятельствах задача России состоит в том, чтобы продвигать альтернативный водный путь, более короткий по дистанции так называемый Северный морской путь. Обо всём по порядку.

Северный морской путь - это "Клондайк" для обогащения России в будущем?
Атомный ледокол «Ямал» Общественное достояние

Долгое время тема Арктики никак не поднималась. Суровые климатические условия. вечная мерзлота, белые медведи, что про них писать? Однако сейчас настало время, чтобы поговорить об этом регионе и его потенциале для будущего России весьма основательно. Россия пришла в Арктику, вернее она была там давно, но теперь закрепилась там весьма основательно и будет твёрдо удерживать свои позиции в регионе.

Более того, в Арктике будут наводить порядок и для этого могут использовать труд заключённых. Совсем недавно появилась интересная информация на сайте lenta.ru.

Труд российских заключенных будут использовать для уборочных работ в Арктике. С таким предложением выступил глава министерства юстиции России Константин Чуйченко, передает ТАСС. «Сейчас вместе со ФСИН мы занимаемся проектом по возможности привлечения лиц, которые отбывают наказание, к очистке территории в Арктике», — заявил Чуйченко. Также он предположил, что на таких работах заключенным будут сокращать срок.

«Я думаю, что будет справедливо, если эти люди отработают на этих работах несколько лет в тяжелых условиях [Арктики], чтобы им шел год за полтора, например», — отметил министр.

Начнём с фактов

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. Точкой отсчёта нового качества это пути служит уже далёкий 1991 г. когда дряхлеющий СССР открыл путь для международного судоходства.

Однако лишь спустя 15 лет, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов).

Интересные цифры приводит портал biznesalert.com

СМП (северной морской путь) — это сезонный маршрут, а значит, регулярные перевозки могут проходить там только 8-10 месяцев в году. В последние годы это окно расширилось из-за глобального потепления (которое гораздо более заметно на краях Северного полюса, чем в других районах планеты).

Россияне ожидают, что к 2024 году по этому маршруту будет проходить около 70 млн тонн грузов в год, а в 2030 году эта цифра вырастет до 90 млн тонн, тогда как в 2035 году она составит 130 млн тонн. В 2020 году по этому маршруту было перевезено 32 млн тонн грузов. Предполагается, что проход будет чаще посещать не только российские суда, но и иностранные. В 2024 году иностранные суда должны перевезти 1 млн тонн грузов, в 2030 году-два, а в 2035 году-уже 10 млн тонн.

До сих пор количество грузов, перевозимых по этому маршруту, не вызывает удивления. В 2020 году иностранные судовладельцы за 62 рейса перевезли по маршруту чуть более 700 тысяч тонн грузов. Это был значительный рост по сравнению с 2019 годом, когда СМП использовали всего 37 судов с 500 тыс. тонн груза. Для сравнения – в 2018 году через Суэцкий канал прошло чуть менее 19 тысяч судов, они перевезли 1 миллиард 31 миллион тонн грузов.

Однако

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера.

Очевидные преимущество СМП, о которых не любит писать западная пресса

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе из-за сокращения расстояния;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платёж за проход судна (в отличие от Суэцкого канала);
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.

Что не нравится американцам и их вассалам

В сентябре 2018 года представители правительства РФ объявили о готовящихся ограничениях для движения судов по Северному морскому пути. С 1 января 2019 года, в частности, планировалось ввести ограничения для движения в российской акватории СМП и прибрежных водах судов иностранной постройки. Вице-премьер РФ Юрий Борисов назвал такую меру «естественной» для защиты судостроения и загрузки российских верфей. По решению правительства будет дано разрешение на проход судов другой постройки, других стран, чтобы не сдерживать бизнес-процессы; тем более, что не весь типаж судов Россия сможет перекрыть в первое время. Ранее  Минпромторг предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, предполагающие приоритетное использование российских судов на Северном морском пути, при этом законопроект допускает возможность эксплуатации судов, построенных за пределами РФ.

С 2019 года иностранные военные должны уведомлять Россию о планах пройти через Северный морской путь за 45 дней, брать на корабли российских лоцманов, а также сообщать название корабля или судна, его основные параметры, воинское звание и фамилию капитана.

Существенные и очевидные недостатки СМП по мнению портала biznesalert.com

Кроме того, из-за льда, несмотря на меньшее расстояние, время навигации на самом деле не пропорционально короче по сравнению с более длинным маршрутом через Суэцкий канал. Средняя скорость на этом маршруте-14-17 узлов. В случае СМП это 6-8 узлов. Причина в том, что судам приходится идти сквозь лед и маневрировать в многочисленных опасных районах плавания.

Другая проблема СМП-допустимая осадка судов, работающих по этому маршруту. В некоторых местах вода слишком мелкая для больших контейнеровозов. В то время как суда с осадкой 21 метр могут пройти через, например, Карский пролив, проливы Санникова и Лаптева проходимы только судами с осадкой менее 15 метров. Оба прохода покрыты льдом круглый год. Так транспортировка таких ка товаров как электроника, продукты питания и “живые” товары, такая температура может быть существенной проблемой.

Однако Арктика богата полезными ископаемыми. Более 90 процентов всех товаров, которые должны пересечь СМП в будущем, — это природные ресурсы, такие как газ, нефть, уголь, а также железная руда, медь, древесина и другие полезные ископаемые. Поэтому этот маршрут будет посещаться очень часто. Впереди большие перспективы, а значит в перспективе туда свой нос будут засовывать и США со своими вассалами. Не станет ли в чрезвычайно холодных водах Арктики жарко? Время покажет.

Северное творчество

Пан Марек

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Будем на связи!

Оцените автора
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.