В прошлом мед и воск (наряду с пушниной) являлись тем, чем сегодня являются нефть и газ — т. е. стратегическим продуктом и экспортным товаром. Данные продукты занимали так же и существенное место в сборе дани и в фискальных мероприятиях.
Изначально человек добывал мед так же как и медведь, разоряя пчелиные гнезда. Найдя бортное дерево человек должен был убедиться нет ли на нем бортных клейм — родовых знаков говорящих о принадлежности борти и лишь при их отсутствии мог поставить свое, и считать ее частной собственностью.
Воровство или разорение чужой борти приравнивалось к воровству из дома, со всеми вытекающими последствиями. Существовало даже так называемое бортное право, по которому например в Польше за выше указанное деяние предполагалась смертная казнь через повешение.
Но помимо человека мед любит еще и медведь и это его пристрастие даже увековечено в его названии. В своем стремлении к меду, медведь меньше всего обращает внимание на бортные знаки. В стремлении уберечь борть от медведя, человек выработал систему защиты.
Непосредственно перед бортью находился подклет-подкур с деревянными кольями обращенными вниз, а ниже на веревках болтались колотушки — деревянные колоды с сучками мешающие лезть по дереву.
Медведь их отталкивает лапой, а они на обратном ходу бьют его сучками, медведь их отталкивает сильнее — они сильнее его бьют. В итоге он забывает про мед и начинает борьбу с колотушками, которая заканчивается падением на вкопанные под деревом колья.
Естественных бортей мало, поэтому человек стал делать искусственные, выдалбливая их на высоте, или изготавливая борти на земле и затем подымая их на дерево. Борти располагались на значительной высоте от пяти до пятнадцати метров — это требовало навыков промышленного альпинизма.
Снаряжение для лазанья по деревьям и работы на высоте называлось бортное лазево, которое состояло из веревки которой обвязывали себя и дерево и постепенно переползали вверх. На суку выше борти вывешивали скамейку, сидя на которой вели работы.
В Башкирии использовали мобильную ступеньку которая привязывалась к дереву. Работали стоя на ней, обмотав для страховки себя и дерево веревкой. Тяжелые борти подымались воротами. Примерно также, как вода достается из колодцев, но только через закрепленный вверху блок.
В бортном пчеловодстве оператор работает в слепую и лишь два или один раз в году, вырезает соты с медом, все остальные процессы пуская на самотек. В последствии по целому ряду причин борти стали ставить на земле, так появились первые пасеки (считается ,что слово пасека происходит от того, что посекли деревья и кустарник, расчистив место под ульи).
Собранные в одном месте, находящиеся в открытом доступе пчелиные колоды избавляли от необходимости перемещения по лесу и сложных высотных операций, кроме того появлялась возможность масштабирования.
Однако все это требовало постоянного присмотра, проживания вблизи пасеки или размещения ее вблизи жилья. Сама же технология при колодном пчеловодстве оставалась малорезультативной. И вот в 1 814 г. человеческая мысль, в лице отечественного ученого Прокоповича, создала разборный рамочный улей, где человек полностью участвует в процессе, обращая его к наибольшей выгоде.
Вслед за появлением рамок, в 1 865 г. австрийский пчеловод Франц фон Грушка, изобрел медогонку центрифужного действия. Однако в России новшества приживались долго и на момент революции отечественное пчеловодство еще на половину было представлено колодными ульями.
В период коллективизации колхозные власти столкнулись с проблемой — что обобществленные ульи из частных хозяйств представляют собой чрезвычайно пеструю картину из разных систем и размеров, включая дедовские -колодные. В следствие чего, вести какую либо системную работу с ними было затруднительно.
Председателям колхозов с целью преодоления этой проблемы предписывалось изготовлять ульи стандартных размеров (в основном системы Дадана).
- Германия вообще повела себя как крепостная и всё сделала по указке барина из Вашингтона
- Зарплата из города и отсутствие какого-либо надзора за действиями врачей привели к использованию спорной медицины
- Слово Пацана и Зулейха, что из объединяет и почему их не стоит смотреть
- Старый коммунист о жизни в Москве
- «ВыЖули» или как заставить себя почувствовать единым целым обитателей Выхино-Жулебино