Коллективизация одна из самых противоречивых страниц отечественной истории. Единого мнения про этот период не существует и никогда не будет. Насильно изъятие излишков продовольствия во время продразвёрстки и последующая коллективизация в будущем ещё аукнется советской власти во время отечественной войны. Много было недовольных, что вполне естественно. Колхозник был без паспорта и никуда из своего колхоза деться не мог. Только если не уходил в армию или в военное училище. По своей сути в социалистическом государстве существовал целый класс батраков. Жить в колхозе на первых порах было гораздо хуже, чем в городе.
Разумеется, советская пропагандистская машина преподносит это время с трогательной романтичностью и показывает счастливых людей, ездящих на примитивных тракторах. Чтобы ощутить то, что ощущали люди, надо представить себе, что к вам в гости придёт какой-нибудь Швондер-алкоголик из Комбеда (комитета бедноты) и вынесет у вас подчистую, для нуждающихся. Потом отберут машину и гараж, а что бы не умереть с голоду отправят вкалывать за трудодни. Такова была объективная реальность.
Именно вот как всё это происходило. Бесправные зэки строили, а колхозники обслуживали народное хозяйство. Одновременно с этим близилось время Ягоды, Берия и других товарищей. Может быть и была коллективизация необходима, но то как всё происходило было отвратительно. Спросите потомков раскулаченных. В деревне всегда было так, кто пахал тот и был с деньгами, а кто пил — был нищим. До появления большевистских Комбедов.
Колесо от легендарного трактора СТЗ 15-30, символа коллективизации и индустриализации, отправляется в музей колхозного движения. СТЗ 15-30 — первый советский трактор массового производства. На сегодняшний момент известно (во всяком случае так сообщает википедия) лишь о 14 сохранившихся (разной степени комплектности и сохранности) тракторов этой марки: 11 в РФ (6 в музеях и 5 на постаментах), 2 в Украине и 1 в Белоруссии.