Мало кто знает, что давным-давно против славян был осуществлён настоящий крестовый поход в 1147 г. Когда немцы завоевали полабских славян, они запретили им разговаривать на славянском языке в городах. Всё это привело к тому, что славяне сперва утратили родную речь. Потом и славянское самосознание стёрлось. Правда в этом им помогали немцы. Они запрещали славянам занимать определённые должности и прятаться в крепости в случае вражеского набега. Однако не все забыли, что они славяне.
Небольшая горстка сербов-лужичан еще помнит кто они и раз в год проводят схадзованку, где целый день где-то в сельской местности царствует древний славянский язык. Вот так всего лишь на один день торжествует историческая правда.
На некоторых улицах в Германии ещё есть указатели на двух языках – немецком и славянском. Поэтому почти онемеченные славяне помнят кто они. От других славян осталась только топонимика, правда изрядно онемеченная, но она всё ещё напоминает о гордом, легендарном острове Буяне — Рюгене.
Но это где-то там в Германии. Мы видим, как цепляются потомки славян за своё прошлое. Теперь положа руку на сердце скажите, много ли делается для сохранения исторической памяти, не в федеральном, а в масштабе районов Москвы? Много ли знают москвичи об истории своего района и об исторической топонимике? Много ли делается для того, чтобы помнили и гордились?
Одно время об этом резко вспомнили и как дань уважения к местному самоуправлению стали делать геральдические гербы для районов. Не обошлось и без странностей, например в увековечении на гербе Капотни канализационного люка. На этом можно сказать, что этим началось и этим закончилось.
Много ли людей, которые бы интересовались историей района и гордились бы ей? Наверное нет. Город стирает все различия между людьми. Москва подобна огромному тиглю, в котором в тесноте мы спешим по своим делам и часто забываем о своих корнях. Наши окна не украшают резные узоры, в квартирах нет красного угла, а дубовые рощи остались только в легендах и сказаниях. Город разрушает наши истоки, которые гораздо важнее, чем удобства для изнеженных городских жителей.
Именно поэтому, нам жителям своих районов, необходимо помнить откуда пошла земля наша и кому обязана своим названием. Не скажу вам за всю Москву, но в районе Выхино-Жулебино, в той части, которая относится к Жулебино можно было бы увековечить историческую память о боярине Жулебе. Причем это надо делать именно в историческом районе Жулебино, так как там ещё сохранилось автохтонное население и ещё жив дух деревянного прошлого. На Выхино давным-давно испарился дух деревни и всё заросло советским генпланом.
История сохранила его имя и предание, что мы обязаны ему названием нашего района, но не сохранила его облика. Почему-то многие считают, что Жулеба это какой-то хитрый крестьянин, а другие вообще не понимают о чём идёт речь. Между тем, надо восстанавливать историческую справедливость. Район должен знать своих героев.
У Александра Андреевича Остея был внук Андрей Тимофеевич Жулеба Остеев, боярин, живший во второй половине ХV века и служивший при дворе великого князя московского Ивана III. В 1472 году Андрей Жулеба Остеев был отправлен царём послом в Ливонию. Как вы видите это был дипломат, который служил России в самом сложном месте.
Но это ещё не всё. Про это вообще никто даже ни слова ни говорит. Оказывается, он ещё и родня великому Пушкину. У Григория Пушки дети: Александр, Никита, Василий Улита, Федор Товарко, Константин, Андрей и Иван. А у Андрея Ивановича восемь сыновей: Федор Свибло, Иван Хромой, Александр Остей, Иван Бутурля, Андрей Слизень, (Михаил), бездетные Федор Корова и Иван Зеленый.
Может было бы уместно узнать общественное мнение на этот счёт и задуматься о памятной доске или памятнике, где каждый жулебинец проходя будет вспоминать свою историю. Всё-таки преемственность поколений должна быть не только на словах, но и на деле. Просто обидно, когда наша история живёт только в пыльных фолиантах, и чтобы узнать что-то надо проводить целое журналистское расследование.
Странно при этом, что Лермонтовский проспект у нас есть, а вот улицы Пушкина нет. Обидно всё-таки. И если всё это правда, то в наших силах восстановить историческую справедливость и отдать дань уважения.
Источники:
Веселовский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев М., 1969 (в сокращении)
С. Б. Веселовский «Род и предки А. С. Пушкина в истории»
С. Б. Веселовский «Подмосковье в древности»