Top.Mail.Ru

Вий начало легенды

Дачный блог

Нет более загадочного смертельно опасного персонажа народного фольклора, чем Вий. Невероятно ужасный, обладающий огромной магнетической силой, этот демон способен умертвить всякого своим взглядом. Нет ни одного сказания или предания, где бы удалось выжить после встречи с ним. Вся нечисть подчинена ему. Появление Вия сулит гибель. Олицетворяя собою адскую бездну, он крайне медлителен и нуждается в свите. Легенды о нём столь разрозненны, но присутствовали в любом селении, что позволило этому мифу по сию пору быть не книжным преданием, а народным.

Обычно ему приписывается образ этакого старика с невероятно длинными бровями, которые он не в силах поднять. Наибольшую известность этот демон обрёл после публикации Вия — мистической повести Н.В. Гоголя,

«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».

(Н. В. Гоголь «Вий»)

Вий начало легенды

Вий— это древнее и могучее зло, порождение Чернобога, одного из пантеона балтийских славянских божеств. В мифологии бог приносящий зло. Возглавляет черные силы.

Вий начало легенды

В «Славянской хронике» Гельмольд описал ритуал, связанный с Чернобогом у современных ему западных славян:

Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом. (Гельмольд,

Противостоял чернобогу его антипод белобог. Логично предположить, что Вий это порождение Чернобога.  

Вий начало легенды
«Световид», илл. из «Мифологии славянской и российской» А. С. Кайсарова, 1804 г.

Борьбу Чернобога и Белобога упоминает автор «Истории Каменской епархии», XVII век:

«Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит“. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом»

Основные боги восточных славян.

Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Хорс — олицетворённое солнце

Вий начало легенды
Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна (миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV столетия)

Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца

Вий начало легенды
Автор: Max presnyakov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19311370

Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями. Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами

Вий начало легенды
Автор: SCHLEUSING G. A — scanning: А. А. Бычков «Энциклопедия славянской мифологии», -M, «Астрель», 2008. p.185, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15843103

Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества.

Вий начало легенды
Автор: Лобачев Владимир — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26879944

Вия среди восточно-славянских богов нет. Где же лежат его истоки? Обратим свой взор на остров Руян-Рюген, что в Варяжском (Балтийском) море.

Город Аркона существовал до XII века и располагался на одноимённом мысу острова Рюген. Он был подробно описан современником-датчанином Саксоном Грамматиком в «Деяниях данов», XIV

Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей…

Там же располагался храм Святовита:

Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок.

В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две — со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали.

Ежегодно после сбора урожая собирался народ со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. Его жрец, вопреки отеческому обычаю отличавшийся длинной бородой и волосами, накануне дня, когда надлежало священнодействовать, малое святилище — куда только ему можно было входить — обычно с помощью метлы тщательно убирал, следя, чтобы в помещении не было человеческого дыхания. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного.

На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая. Затем от имени бога поздравлял присутствовавшую толпу, долго призывал её к почитанию этого бога и усердному исполнению жертвенных обрядов и обещал вернейшее вознаграждение за поклонение и победу на суше и море.

Окончив же это, они сами жертвенные яства обращали в пиршественную пищу. Пирование сопровождалось народными хороводами и гуляньями.

В 1168 году Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I, победившем руянского князя Яромира. В 1185 году, при возведении церкви в Альтенкирхене, на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга. В Альтенкирхене до сих пор имеется «камень Свантевита» (Svantevitstein). Вероятно, именно его описывают хронисты: Давид Хитреус в «Саксонской хронике», XVI век:

Вий начало легенды
Автор: Stefan Klatt — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=945608

«Изображение бога руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма; коренные жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом»

Вий начало легенды
Автор: Lebrac — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5182695
Вий начало легенды

Слишком многое было забыто. В те далекие года, когда могучие ладьи славян вспарывали пенящееся Варяжское море безвозвратно прошли. Теперь уже не носит славный славянский остров имя Руана, где славили бога Святовита. Славянская Поморяния стала давно онемеченной Померанией.

Историю легко переписать, достаточно разрушить культуру. В градах, бывших славянских вотчинах, немцы запрещали пользоваться родным языком. Постепенно на улицах бывших славянских городов славянская речь полностью заменилась на немецкую.

Вий начало легенды
Автор: Mariusz Paździora — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45380857

Вот так медленно, но верно и огромный раздробленный славянский мир растворился и онемечился, и лишь крошечная часть сербов-лужичан сохранило свое этнической самосознание. Слишком многое было забыто.

Но как получилось так, что верования в демона Вия пережили и разгром Арконы и онемечивание, и стали известны широкой общественности. По одной из мифологических версий Род, верховное божество славян, сотворило чернобога для равновесия, разрушать то, чему нет места в мире Яви. Образ крайне неоднозначен, но логичен, ибо наяву закон равновесия. Отдавая дань своим богам, славяне уравновешивали добро и зло.

Во всяком случае, после падения Арконы образ Вия  начал шествие по славянским землям, о нем не говорили вслух, но боялись. Святовит тоже шествовал по славянским землям на восток, но после падения Збручского идола следов особо нет.

Вий начало легенды
Автор: Silar — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25710997

Объединяя все известные источники информации, можно сказать, что Вий не переносит солнечного света и предпочитает быть под землей. Ему подчиняется сонмища демонов черных и вся преисподняя. Взгляд вия несет смерть и разрушение, так же может вызвать мор. Вера «в вия» настолько крепка и популяризована, что является частью культуры.

Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

— Примечание Н. В. Гоголя

Вий и нечестивая орда. Сонмище демонов черных.

Кем же руководит Вий? В славянской мифологии, в свите Вия нет ни одного славянского божества. Более того, нет ни одного описания, как победить Вия. Если существовал культ как почивать славянских богов, то Вия задобрить просто невозможно. Только смерть ждет того, кто найдет Вия.

В экранизированной версии Гоголя свиту Вия составляла классическая нечистая сила:  упыри, вурдалаки, скелеты и ведьмы. Достаточно описаний того, как бороться, например, с вурдалаками.

Вий начало легенды
кадр из фильма Вий
Вий начало легенды
Кадр из фильма Вий

Говорить буду только о Советской экранизации, ибо последующие ремейки маловразумительны. Сама съёмка фильма не обошлась без мистицизма, несмотря на пропаганду материализма, на роль Ведьмы не согласилась ни одна актриса. Роль старой  ведьмы исполнил мужчина- Николай Кутузов. Но и здесь не обошлось без странных событий- никогда не выпивавший до этого, он запил. Сам он говорил, что испытывал сильный страх перед воплощением в «дьявольский образ».

Вий начало легенды
Кадр из фильма Вий

Основу защиты славян от любой нечисти составлял круг. Вообще круг среди славян довольно сакрален. Балтийские славяне даже крепости возводили круглые. В любой мистической литературе вы найдете описание защитного круга, например, в книге Алексея Атеева «Загадка старого кладбища».

Защитой же от Вия служило простое правило «не смотри». Даже, если на миг представить себе вероятность существования «нечистой силы», то думаю никто не сможет выполнить это простое правило.  

Где искать Вия?

Падение пантеона богов балтийских славян и заточение камня с изображением Святовита в фундаментную кладку немецкой церкви стало началом шествия Вия по славянским землям. Почему Гоголь написал про Вия? Безусловно нет более загадочного персонажа олицетворяющего саму смерть.

По одной из версий, предания подобного рода собираются на малозаселённых местах, жив ещё народный фольклор во время специальных экспедиций.

Обиталищем Вия служит подземный мир, леса. Так где же искать Вия? Логичней предположить, что там, где пропадают люди при загадочных обстоятельствах и такое место есть совсем рядом- Шушмор. Самое мистическое место в Центральном региона России является загадочный Шушмор, в урочища которого постоянно ходят экспедиции. Расположен Шушмор на стыке Московской области и Владимирской. Само места там- реки, бесчисленные озёра и змеи.

Вий начало легенды

Там же неподалеку расположен и знаменитый «змеиный камень». Правда все мистификации с этим камнем вымышлены. Необычная поверхность его, это следствие ледниковой активности.

Но вот объяснить странные исчезновения людей в Шушморе до сих пор не удалось. По некоторым данным, в период с 1885 по 1920 годы в районе урочища Шушмор произошло более 20 бесследных исчезновений. И если уж вас занесла судьба поздно ночью в первозданный шушморский лес, помните, что от нечисти универсальное древнее средство- это круг. Истина где- то рядом, и если уж искать следы Вия то только там. Да и искривлённые деревья  напоминают, знаменитый танцующий лес, что на балтике.

Использованы материалы находящиеся в свободном доступе.

Пан Марек

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Будем на связи!

Оцените автора
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Велеслава

    Собрал все в кучу,я живу около урочища Шушмора и змеиный камень мое капище,прежде,чем лепить все в одно,лучше приехай сюда,расскажу и покажу.
    Велеслава.

    Ответить
    1. Пан Марек автор

      Пишите в ЛС.

      Ответить